Сабвуферы, то есть акустические системы, разработанные специально для воспроизведения низких и сверхнизких частот вплоть до границы инфразвука, стали ныне обязательной частью любого акустического комплекта — от домашнего кинотеатра до сценических РА-систем. Тем более удивительно, что сабвуферы гораздо моложе, нежели, скажем, электрогитары. Как ни странно, но именно сейчас сабвуфер справляет примерно полувековой юбилей — и на уровне идеологии, и на уровне технических решений.

Требований к достоверному воспроизведению низких частот не предъявлялось до тех пор, пока нечего и некому было воспроизводить. Несмотря на то, что датой «стереофонической революции» и создания первых бытовых Hi-Fi-систем считается первая треть 1950-х годов, вопрос их звучания в НЧ-диапазоне сперва не поднимался: те стереосистемы стоили дорого, и уже один факт обладания ими радовал меломанов не хуже фантастического по тем временам качества воспроизведения виниловых грампластинок на 33 и 45 оборотов в минуту. Но случившаяся в начале 60-х поп-революция вывела стереофонию «в народ», а кто ж из широких слушателей не любит «качающего» и мощного звука, который без выделенных низких частот представить себе невозможно.

Будет спрос — будет и предложение. Первые образцы сабвуферов были созданы в 1964–1966 годах тремя американскими компаниями: пионером оказался Рэймонд Доунс (Raymond Dones), разработавший всенаправленный НЧ-излучатель Octavium, применявшийся в концертной практике рядом американских поп- и рок-артистов вплоть до середины 70-х и обеспечивавший воспроизведение частот вплоть до 15 Гц.

Чуть позже на рынок поступил сабвуфер Servo Statik 1 производства компании New Technology Enterprises и разработки Miller & Kreisel Sound Corporation, ставшие в 1973 году первыми сабвуферами, применявшимися в процессе записи и сведения музыкального материала в студии. Однако настоящий коммерческий успех пришел к сабвуферам лишь годом спустя, с выходом на американские киноэкраны фильма-катастрофы «Землетрясение» («Earthquke»), звуковая дорожка которого была записана в формате Sensurround, где один из четырех каналов отводился как раз под частоты в диапазоне 17–120 Гц. Тем не менее, распространение сабвуферов в бытовой технике сдерживалось резонансными характеристиками игл виниловых проигрывателей, но к концу 70-х сабвуферы стали обязательным компонентом концертных PA-систем, а с приходом на рынок компакт-кассет и CD уже ничто не сдерживало наличия этого важного компонента в бытовых стереосистемах.

На переднем крае реализации синтеза опыта многих лет разработки и производства НЧ-акустики и современных технологий находится американская компания JBL, предлагающая в настоящий момент весьма удачные компактные сабвуферы, среди которых одним из самых популярных на сегодняшний момент является пассивный сабвуфер JRX218S, оснащенный 18″ динамиком M118-4 с 3″ голосовой катушкой и литой рамой. Обладая сопротивлением 4 Ом, данный сабвуфер обеспечивает долговременную мощность 350 Вт и пиковую 1 400 Вт при рекомендуемой мощности усилителя 350–700 Вт. Диапазон воспроизводимых частот — 34–250 Гц при максимальном звуковом давлении 133 дБ. Входная коммутация осуществляется посредством двух разъемов Neutrik Speakon NL-4. Корпус сабвуфера выполнен из древесноволокнистой плиты средней плотности толщиной 19 мм с внутренним подкреплением. Допускается установка сабвуфера на стойку SS3-BK. Габариты JRX218S — 605 х 508 х 551 (ВхШхГ) мм, вес — 32.2 кг.

В свою очередь, модель JBL PRX418S является пассивным сабвуфером, сконструированным на основе 18″ динамика JBL Selenium SWS1000W и обладающим сопротивлением 8 Ом. Он рассчитан на работу при долговременной мощности 800 Вт и пиковой 3 200 Вт. Диапазон воспроизводимых частот — 35–250 Гц при звуковом давлении 124 дБ (в пиках — 130 дБ). Коммутация — два универсальных разъема Neutrik Speakon NL-2 / 1/4″ TS. Корпус сабвуфера выполнен из фанеры на основе березы и тополя толщиной 18 мм, покрыт защитным материалом DuraFlex и позволяет установку на стойку SS4-BK. Габариты — 678 х 536 х 615 (ВхШхГ) мм, вес — 36 кг.

Среди активных сабвуферов JBL исключительно популярна модель EON 518S/230, что обусловлено сочетанием ее мощностных характеристик — долговременная мощность 500 Вт и пиковая 1 000 Вт — и скромных массогабаритных характеристик — 29.5 кг и 617 х 569 х 652 (ВхШхГ) мм. Данный сабвуфер разработан для совместной работы с акустическими системами EON, и комбинация 18″ динамика JBL 268G со сдвоенной голосовой катушкой и применением технологии Differential Drive и цифрового усилителя класса D обеспечивают диапазон воспроизводимых частот 36–130 Гц при максимальном звуковом давлении 129 дБ. Входная коммутация осуществляется посредством балансных разъемов XLR или, в случае монофонического сигнала, джеком 1/4″ TS. Секция усилителя имеет встроенный кроссовер с частотой среза 120 Гц и стереофонический сквозной канал. Корпус EON 518S/230 выполнен из фанеры толщиной 18 мм, покрыт материалом DuraFlex и также допускает установку на стойку.

Компания Mackie также внесла свой вклад в дело создания компактных универсальных сабвуферов, пригодных как для DJ-работы, так и для озвучивания концертов в небольших залах. Активный сабвуфер Thump18S отличается четкой артикуляцией звучания при долговременной мощности 500 Вт и пиковой 1 010 Вт. Преимущества Thump18S обеспечиваются комбинацией 18″ динамика с 4″ голосовой катушкой и ферритовым магнитом и усилителя класса D, использующего технологию Fast Recovery. Несмотря на отсутствие вентилятора охлаждения, схема усилителя и кроссовера Linkwitz-Riley с частотой среза 125 Гц энергетически очень хорошо сбалансирована, что позволяет эксплуатировать сабвуфер без боязни перегрева. Диапазон воспроизводимых частот — 35–150 Гц при максимальном звуковом давлении 124 дБ. Коммутация — два линейных входа XLR входа и четыре линейных выхода на сателлиты, из них два полнодиапазонных. Габариты 612 х 513 х 643 (ВхШхГ), вес — 33 кг.

Одним из важнейших разработчиков и производителей сабвуферов на сегодняшний день является американская компания Alto Professional, подчеркивающая, что ее продукция ориентирована прежде всего на использование в концертной практике. Весьма востребованной серией сабвуферов данного бренда является сублинейка активных сабвуферов Alto Truesonic, представленная моделями TS-SUB12, TS-SUB15 и TS-SUB18, где цифра означает диаметр динамика сабвуфера в дюймах. Обычно считается, что диаметр динамика в 12″ недостаточно для полноценного воспроизведения НЧ-диапазона, но TS-SUB12 с легкостью разрушает это предубеждение, ведь в конструкции данного сабвуфера использован не только длинноходовой динамик с голосовой катушкой диаметром 2.5″, но и усилитель класса D с пиковой мощностью 600 Вт и долговременной 300 Вт, а также активный кроссовер с фильтром высоких частот, частота среза которого составляет 80 Гц при работе с аналоговыми аудиопроцессорами. Коммутация на задней панели одинакова для всех трех моделей: вход — Combo (левый / моно), XLR Female (правый), байпас и выход — по 2 x XLR Male. Корпус сабвуфера изготовлен из березовой фанеры толщиной 15 мм, он собран на клею, снабжен внутренними усиливающими элементами и окрашен в черный цвет износоустойчивой краской. Прочная стальная решетка защищает динамик от всех внешних воздействий, а четыре резиновых опоры препятствуют скольжению сабвуфера по опорной поверхности. Как и у других моделей линейки, на корпусе имеется крепление для стойки. Диапазон воспроизводимых частот — 47–125 Гц, максимальное звуковое давление на расстоянии 1 м — 120 дБ постоянное и 123 дБ в пиках. Габариты TS-SUB12 — 480 х 370 х 530 (ВхШхГ) мм, вес — 18.6 кг.

Сабвуферы Alto Truesonic TS-SUB15 и TS-SUB18 — это уже более серьезные компоненты, рекомендуемые экспертами для озвучивания небольших клубов и концертных залов на 200–400 человек, в том числе и при исполнении гитарной музыки. Физически и схемотехнически конструкции данных сабвуферов аналогичны TS-SUB12, но главное отличие заключается не только в диаметре динамиков (и, следовательно, габаритах), но и в мощности встроенного цифрового усилителя — она составляет 600 Вт при долговременной работе и 1 200 Вт в пиках. Комбинация такого усилителя и длинноходовых динамиков с голосовой катушкой диаметром 3″ конструкции «сэндвич» обеспечивает у TS-SUB15 диапазон воспроизводимых частот 42–125 Гц при звуковом давлении 123 / 126 дБ. У TS-SUB18 аналогичные параметры составляют 37–125 Гц при аналогичном звуковом давлении. Корпуса сабвуферов собраны из 18 мм березовой фанеры с элементами усиления, а вместо ножек могут устанавливаться отдельно приобретаемые колеса, облегчающие перемещение сабвуфера по сцене. Габариты сабвуферов — 592 х 452 х 513 (ВхШхГ) мм, вес — 27 кг у TS-SUB15 и 726 х 526 х 579 (ВхШхГ) мм и 35.2 кг у TS-SUB18. Легко понять, почему сабвуферам этой серии отдают предпочтение не только полупрофессиональные музыканты и DJ»и.